Сайт учителя
     русского языка и литературы
   Сухановой Елены Васильевны
Меню


Родителям
Block content


Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 97

Возраст сайта




Рейтинг
 


Тематика года

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Информационные технологии на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности как средство повышения уровня учебной мотивации и инструмента достижения планируемых результатов обучения. «Мобильный русский язык и литература»

 

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы эффективности использования информационных технологий в образовательном процессе и во внеурочной деятельности как средства повышения уровня учебной мотивации и инструмента достижения планируемых результатов обучения. Использование различных мультимедийных, дидактических средств, которые помогают в развитии коммуникативной компетентности учащихся в урочной деятельности. Рассматривается такая сетевая форма взаимодействия, как организация и проведение различных интернет-конкурсов для учащихся во внеурочной деятельности.

Ключевые слова: информационные технологии, информационно-компьютерные технологии, презентации, эффективные методы обучения, активизация деятельности обучающихся, мотивация.


 

Перед современным образованием стоит нелегкая задача – подготовить ребенка к будущей взрослой жизни, привить ему опыт социального взаимодействия, научить самостоятельно принимать решения в высокоразвитой информационной среде. Исследования показывают, что ребенок, который активно работает с компьютером, обладает более высоким уровнем развития самостоятельности действий, более быстрым темпом ориентации в информационной среде, умением выделять главное, делать выводы и обобщать материал. Именно поэтому при организации образовательного процесса и во внеурочной деятельности в школе необходимо использовать информационно-коммуникационные технологии. Необходимость применения ИКТ связана с интенсификацией деятельности как учителя, так и обучающихся, что способствует повышению качества обучения.

Применение мультимедийных технологий дает возможность представить учебный материал как систему ярких опорных образов, что позволяет заложить информацию (не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде) в долговременную память обучающихся.

Применение ИТ технологий в урочной деятельности.

Использование компьютера в педагогической деятельности позволяет повысить степень наглядности при изложении учебного материала, при наличии обратной связи осуществлять коррекцию ошибок при выполнении проверочных или практических работ, его возможности способствуют систематизации, структуризации учебного материала, моделированию учебного процесса и т.д. Современный урок ценен не столько получаемой на нем информацией, сколько обучением в ходе его приёмам работы с информацией: добывания, систематизации, обмена, эстетического оформления результатов. Компьютер является средством самоконтроля, тренажера, презентации результатов собственной деятельности.

На уроках русского языка и литературы я активно использую различные мультимедийные дидактические средства, которые помогают в развитии коммуникативной компетентности учащихся:

1. Компьютерные тесты, предназначенные для контроля за уровнем усвоения знаний учащихся.

2. Медиатексты в электронном формате (поэтич. текст, прозаич. эпизод-анализ…)

3.Создание слайдов с текстовым изображением. Ученики, используя словари, энциклопедии, представленные на дисках, создают слайды по следующим разделам:

- словарно-орфографическая работа;

- работа с литературной статьей;

-обзор творчества поэта, писателя;

- изучение любого раздела языка и т.д.

4. Использование учителем при объяснении учебного материала новейшей информации, заимствованной из сети ИНТЕРНЕТ.

5. Интернет-олимпиады.

6. Выполнение творческих и научно-исследовательских работ на персональном компьютере с возможностью проверки этих работ учителем и для дальнейшего использования данного материала в учебном процессе.

7. Компьютерная демонстрация мультимедийного урока или отдельной его части.

8. Защита реферата в виде презентации…

9. Использование гаджетов и приложений

Компьютерные тесты. Учителю всегда приходится ориентировать свою деятельность на результат: в какой форме будут оцениваться знания, умения и навыки его учеников. Несколько лет назад, когда формы выпускных экзаменов стали разнообразными и появилось централизованное тестирование, возникла необходимость научить детей выполнять тестовые задания. Компьютер помог решить эту задачу. Поэтому при подготовке учащихся к ОГЭ и ЕГЭ пользуюсь сайтом «Решу ОГЭ и ЕГЭ».

Использование электронных словарей и энциклопедий, Интернет-ресурсов. В процессе обучения русскому языку учитель и ученик традиционно обращались и обращаются к различным источникам информации: энциклопедиям, словарям, справочникам, хрестоматиям и т.п. В Интернете множество сайтов, на которых можно найти любой текст. Кроме этого, можно использовать в Интернете следующие виды полезных ресурсов: толковые словари, сборники правил и нормативные документы по преподаванию, программы, методические разработки, научные статьи, форумы, чаты, списки рассылки для участия в коллективных обсуждениях проблем образования. На уроках и факультативах по русскому языку и литературе и во внеурочное время я пользуюсь такими электронными учебниками, как «Школьный курс русского языка», энциклопедия Кирилла и Мефодия и др., а также различными электронными словарями. Например, Толковый словарь В.И. Даля. Уникальная поисковая система осуществляет поиск по заголовкам статей, по выделенным словам, система перекрестных ссылок позволяет найти толкование упоминаемых слов.

Эти и другие электронные учебники помогают усвоить базовые знания по предмету, систематизировать полученные знания, психологически настроить на атмосферу экзамена, сформировать навыки самостоятельной работы и самоконтроля, сформировать мотивацию к учению в целом и к русскому языку и литературе в частности, обеспечить удобную образовательную среду и возможности самостоятельного выбора в поиске и использовании источников информации.

Творческие задания. Выполнение творческих заданий (написание заметок, сочинений-миниатюр, эссе с фотографиями, иллюстрациями, оформление интервью, создание школьной газеты в электронном виде, буклетов-памяток на урок, схем, таблиц) ,научно-исследовательских работ к защите на научно-практических конференциях школьников с возможностью проверки этих работ учителем и для дальнейшего использования данного материала в учебном процессе.

Видеопросмотры, демонстрация фильмов-экранизаций на уроках особенно важны для развития речи учащихся, обучения их «умному сопереживанию», формированию визуальной культуры. Они дают материал для дискуссий, различного рода сообщений, творческих работ, повышают мотивацию учащихся и активизируют их творчество.

Видео фрагменты позволяют растормозить механизм мышления ребенка, включить его воображение, мышление. Анимация и интерактивные рисунки позволяют детально познакомиться с такими объектами и процессами их жизнедеятельности, с которыми затруднительно или невозможно работать в живую. Материалы я нахожу на сайте «Videouroki.net». В перспективе планирую создать собственный сборник видео уроков.

Эффективной является интерактивная подача материала при объяснении и закреплении тем. Здесь становится возможным использование различных стилей обучения, учащиеся начинают понимать сложный материал благодаря более ясной, эффективной и динамичной подаче материала. На этапе проверки усвоения знаний незаменимы интерактивные тесты, а также тестирование в режиме онлайн. Совмещение видео-, аудио- и текстового материала, комплексное освещение темы обеспечивает более глубокое погружение в материал, способствует его творческому осмыслению, повышает мотивацию учения. Использование ЦОР к учебникам, облегчает работу учителя, но здесь не учитываются особенности разных классов, нет возможности преподносить материал, исходя из уровня развития класса, поэтому я используются лишь фрагменты готовых материалов.

Трудно сегодня обойтись без ИКТ и при организации научно-исследовательской работы с обучающимися. Обзор литературных источников, поиск разнообразных методов исследования, статистическая обработка полученных данных, оформление результатов работы невозможны без программ PowerPoint,Excel.

Основная функция презентации – служить наглядным материалом. Индивидуальная работа учащихся по созданию презентаций развивает их самостоятельность, поисковую деятельность, инициативность, творчество. Защита презентаций помогает детям обрести уверенность в себе, способствует выработке коммуникативных качеств. Наиболее часто презентация используется на уроках изучения биографии. Работы учащихся представляют набор изображений: портреты, фотографии писателей, мест, связанных с их жизнью и творчеством; а также несут краткую информацию об основных этапах литературной деятельности и жизни. Я активно использую в своей работе Интернет-ресурсы. С их помощью можно создать портретные галереи и фонотеку: сделать записи исполнения произведений самими авторами или мастерами художественного слова, подобрать видеофрагменты.

Включение в презентацию заданий, тестов, вопросов, дидактических игр разного уровня сложности позволяют актуализировать имеющиеся у детей знания, закрепить и обобщить полученные в ходе урока сведения, осуществляя индивидуальный подход к учащимся. При возникновении ситуации затруднения есть возможность неоднократного возвращения к нужному слайду – для уточнения, получения подсказки в виде разъяснения или выбора варианта ответа. Показ на экране правильного ответа будет способствует выполнению учащимися самопроверки знаний.

Программа МS PowerPoint дает возможность создавать свои презентации. На сайте https://learningapps.org/ «Создание мультимедийных интерактивных упражнений» ученики сами могут создавать кроссворды на заданную тему.

Видеовыдержки из словарей – это точные выдержки словарной статьи, демонстрируемые на экране компьютера или через мультимедийный проектор. В них раскрывается лексическое значение слова, дается анимированное изображение объекта, о котором идет речь. Изображение объекта может быть строго реалистическим и с элементами условности. Видеовыдержки из словаря имеют звуковое сопровождение.

Видеовыдержки из произведений художественной литературы – это цитаты, взятые из какого-нибудь текста. Они сопровождаются иллюстрациями из художественных произведений, которые служат фоном для напечатанного текста. Видеовыдержки подбираются учителем в соответствии с изучаемыми темами, например, при знакомстве с признаками текста, структурными элементами текста, композицией основных типов текста и т.д.

Видеовыдержки из произведений художественной литературы позволяют проводить исследовательскую работу по анализу текста, установлению содержательно-логических связей в тексте т.д.

Видеозадачи – это упражнения, которые выполняются на уроках русского языка и литературы посредством умозаключений с использованием текстового материала, предъявляемого на экране компьютера. Видеозадачи решаются школьниками при объяснении учителем нового материала или организации работы над ошибками, а также в ходе обобщающего повторения. Эти задания могут выполняются с помощью программы WindowsPowerPoint. Выполнение подобных заданий с последующей проверкой активизирует внимание учащихся, формирует у них орфографическую зоркость.

Использование гаджетов и приложений. Дети 21 века развиваются в период развития компьютерной коммуникации и интерактивных технологий. Немало важно заинтересовать ребенка на уроке, привлечь его внимание, мотивировать. На помощь педагогам придут все те же злосчастные мобильные телефоны. Например, тема урока: «Лексика», задание – найти значение слова, почему бы не попросить детей не убирать телефоны подальше, а, наоборот, достать и весь урок ими пользоваться (конечно же, если их модели позволяют выйти в интернет).

Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка и литературы - приложение «СЛОВО ДНЯ».

Урок литературы «Биография писателя»: необходимо заполнить таблицу о некоторых сведениях, о писателе – откройте страницу ВИКИПЕДИИ, найдите нужный материал и выберите информацию.

Ребята пишут обучающее изложение, сочинение или практическую(проверочную) работу, выполняют творческое задание дома – пусть вышлют свои сочинение и ответы по проверочной работе вам личным сообщение в КОНТАКТЕ, электронной почтой или в ОДНОКЛАССНИКАХ.

Это не только мотивирует учащихся, но показывает технологии с точки зрения инструментов обучения. Данная работа способствует социализации учащихся в обществе, развивает личность, обучает работе с гаджетами и приложениями, что не мало важно в компьютеризированном мире.

В настоящее время мною разрабатываются проекты: «Мобильный русский язык и мобильная литература» (создание опросов, голосований и формирующего оценивания; интерактивность и мультимедиа: синергия совместного применения; геймификация на уроках русского языка и литературы).

Использование информационных технологий позволяет учитывать возрастные и психологические особенности учащихся, создавать благоприятный психологический климат на уроке, сохранять интерес детей к предмету, формировать их коммуникативную компетентность.

Формирование ИК-компетентности обучающихся происходит в рамках системно-деятельностного подхода. На уроках русского языка и литературы для формирования коммуникативной компетентности я использую: мультимедиа сообщения (включающие текст, иллюстрации, аудио- и видеофрагменты, ссылки); создание информационных объектов как иллюстраций к прочитанным художественным текстам; микроконструирование небольших сообщений, в том числе с добавлением иллюстраций, видео- и аудиофрагментов; презентации (письменные и устные) с опорой на тезисы и иллюстративный ряд на компьютере; поиск информации в различных источниках, в том числе в контролируемом Интернете.

Применение ИТ технологий во внеурочной деятельности.

ИТ-технологии сегодня позволяют сделать внеурочную работу более интересной для всех участников, создают новые условия поисковой, научно-исследовательской коммуникации учеников, учителей и родителей.

В условиях перехода к новой модели образования, соответствующей требованиям информационного общества, особенно актуальными становятся новые формы профессионального общения педагогов и учащихся, основанные на применении возможностей сервисов сети Интернет.

В рамках внеурочной деятельности по русскому языку и литературе мною разработаны следующие мероприятия: ФотоБатл, Квест, ФотоКвест, мультимедиа-проектов (конкурс скрайб-рассказов, конкурс буктреллеров), интернет-игра Эрудит, конкурс-игра по русскому языку «Ёж», Конкурс графических работ, конкурс эссе.. Кроме того, разработаны викторины, кроссворды, ребусы, чайнворды, филворды в сети интернет. В перспективе планирую разработку обучающих флеш-игр по русскому языку и литературе.

Эти мероприятия выступают как разовые, они между собой не связаны тематически, у них не обязательна единая цель. Проводимые мероприятия действительно остаются эпизодом, ярким эпизодом в сердцах детей.

Цель сетевых конкурсов, квестов, викторин, олимпиад – организация сетевого взаимодействия учащихся с целью активизации познавательной деятельности, развития навыков проектной и учебно-исследовательской деятельности, получения опыта творческого взаимодействия и сотрудничества.

Задачи:

 развивать у обучающихся информационно-коммуникационные компетентности, навыки проектной и учебно-исследовательской деятельности;

 содействовать организации творческого взаимодействия и сотрудничества учащихся и педагогов с использованием сетевых технологий через участие в сетевом проекте;

 расширять познавательные интересы, обеспечить раскрытие творческого потенциала.

Для организации конкурса в сетевом сообществе необходимо:

1) Разработать положение о конкурсе (цели и задачи конкурса, категорию участников конкурса, общие требования к конкурсным материалам, порядок участия в конкурсе, оценивание конкурсных работ, форму заявки на участие в конкурсе, сроки проведения конкурса, подведение итогов конкурса).

2) Организация Интернет-площадки для конкурса в виде сайта или Wiki-статьи.

3) Выбрать актуальную, и интересную тему конкурса, предполагающую, что в рамках этой темы у участников уже имеется опыт работы. Это условие необходимо для того, чтобы конкурсные работы были яркими, интересными.

4) В качестве продуктов совместной деятельности команды представляют работы, выполненные (освоенные) с помощью сетевых сервисов.

Учитель дистанционно способен предоставить большой и разнообразный объем ресурсов, мотивируя детей к просмотру позитивного контента Интернета. Интернет дает учителю новые инструменты для организации творческих и интеллектуальных конкурсов. При проведении сетевого конкурса материалы доступны всем участникам образовательного процесса, причем в любое удобное для них время. Внеурочные мероприятия, призваны учитывать личные запросы школьника и стремиться к их удовлетворению, требуют дифференцированного и индивидуального подхода в обучении.

Конкурс буктрейлеров - эффективный способ в формировании интереса к чтению. Это небольшой видеорассказ о каком-либо художественном произведении в течение 2-3 минут. Он может быть создан в формате презентации, постановочного видео или с использованием современных спецэффектов и анимации.

Цель таких роликов – рассказать о книге. Этот рассказ должен содержать интригу, чтобы заинтересовать зрителя, мотивировать его к прочтению того или иного произведения. В буктрейлере раскрываются самые яркие моменты произведения. Для того чтобы создать буктрейлер недостаточно просто взять и прочитать книгу, необходимо проанализировать прочитанное и выбрать самое главное для отображения на экране. Создание текста в «визуальном» формате для современных школьников является одним из интереснейших видов работы.

В процессе работы над созданием буктрейлера учащиеся, сами того не осознавая, могут самостоятельно составить план-карту для дальнейшего написания сочинения по произведению: определить этапы, сформулировать тему, идею, поставить проблемные вопросы, подобрать аргументы и цитаты, отобрать героев, дать им характеристику с разных сторон, оценить поступки героев, понять роль пейзажа.

Сетевые сервисы все больше вовлекают людей в новую среду совместной деятельности. Происходит сдвиг от централизованных к сетевым моделям взаимодействия. Новая способность дает учащемуся новые способы действия, увеличивая тем самым его потенциал, делая его свободным в новых ситуациях. Чем шире набор способов действия, которым он владеет, тем свободнее он себя чувствует в различных ситуациях. Это – основа стандартов нового поколения отечественного образования.

Работать над повышением мотивации можно и нужно, так как мотивация побуждает учащихся к развитию своих склонностей и возможностей, оказывает определяющее влияние на формирование личности и раскрытие ее творческого потенциала.

Современный педагог должен уметь работать с новыми средствами обучения хотя бы ради того, чтобы обеспечить одно из главнейших прав ученика – право на качественное образование. При этом следует твердо усвоить, что информационно-образовательные ресурсы не должны заменять педагогических технологий. Они призваны оптимизировать затраты педагога, помочь сосредоточиться на индивидуальной и наиболее творческой работе – отвечать на непростые вопросы любознательных учеников и пытаться «расшевелить» пассивных. И, конечно, учить ребят видеть красоту слова, красоту окружающего мира, воспитывать гражданина, востребованную личность.

Применение ИКТ в образовательном процессе позволяет повысить социализацию обучающихся, развить их коммуникативные способности, повысить собственную самооценку школьника, что ведет к повышению уровня мотивационной готовности к обучению.


 

Литература

1. Королевская Т.К. Компьютерные интерактивные технологии устная речь как средство коммуникации: достижения и поиски // Дефектология. – 1998. – № 1. – С. 47-55.

2. Поташник М. М. Требования к современному уроку: методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2008. – 272 с.

3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М.: Народное образование, 1998.

4. Черненко О.Н. Информационные технологии в учебном процессе. – Волгоград: Учитель, 2007.

5. Гугл — сервисы. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.google.ru/

6. Открытый класс. Сетевые образовательные сообщества [Электронный ресурс]. – Режим


Поиск


Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Мысли
<

Интернет-акции
Помогаем восстанавливать леса


Это актуально!



Друзья сайта



Интернет-сообщество педагогов Я - Учитель! Методсовет

Продленка Top-uCoz
Сайт
Учительский портал
    тематический каталог сайтов и статей






ЦРТ «Мега-Талант»

Онлайн - радио

Copyright MyCorp © 2024
uCoz